На Главную
   
 
Разделы сайта

Архитектурный стиль

Уютный двор и сад

Дизайн интерьера

Камины

Интересное и Полезное

Правовая информация

 



.

.

.
.

Кабинетная империя - cтиль Aмпиp

Мы много говорили о роли пространства в создании образа интерьера. Сегодня же речь пойдет о форме как составной части интерьера и в то же время самодостаточном явлении. Форма мебели или отдельной детали не менее значима для стиля, чем пространственное решение. Обсуждать эту тему целесообразнее всего на примере стиля ампир, столь любимого в самых неожиданных интерпретациях и в самые разные эпохи, от наполеоновской до сталинской

Биография стиля

Ампир (фр.l'Empire- империя от лат. imperium- командование, власть) возник как стиль чиновников, таковым он остается и сегодня. Сложившись беспрецедентно быстро, использовал в качестве источника эстетику Римской империи. Временные рамки оригинального французского "стиля империи" ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории(1799) или года коронации Наполеона(1804) до реставрации династии Бурбонов(1815). Тем не менее в столь короткий период классицизм успевает переродиться в холодный, помпезный стиль, энергично пропагандируемый властью. Ясную и торжественную гармонию времен ЛюдовикаXVI и демократическую строгость эпохи Директории сменили великолепие и пафос. Ампир жесток и холоден. Один из историков назвал его "затвердевшим стилем ЛюдовикаXVI".

Наполеон желал пышности и великолепия, и античная классика здесь не совсем годилась. Безродный диктатор грезил о славе римских императоров, поэтому придворным художникам было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима. Вто время как классицизм возник естественно, исходя из общего мировоззрения эпохи, и продолжал искусство демократической Греции, ампир обратился именно к культурному наследию императорского Рима. Об этом важном различии подчас забывают, говоря о преемственности стилей и об ампире как высшей стадии развития классицизма. Столь же ошибочным было бы утверждение, что искусство Рима- высшая ступень искусства Афин.

Работы по оформлению королевских дворцов (Тюильри, Лувр, Сен-Клу, Фонтенбло) возглавляли архитекторы Ш.Персье (1764-1838) и П.Фонтен (1762-1853). Именно их принято считать создателями стиля ампир в интерьере. Славе архитекторов во многом способствовало издание альбома проектов мебели и интерьеров. В1812г. вышло в свет "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", сделавшее Персье и Фонтена придворными архитекторами Наполеона. В1786-1792 гг. по их рисункам изготавливалась мебель для дворцов Виндзора, Потсдама и... Петербурга.

Во многом внешний облик своего времени (начиная с костюмов и кончая прическами) определил французский художник Ж.-Л. Давид. Он разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Многое внес Давид и в решение новых форм мебели. Стулья на его картинах ("Клятва Горациев", "Брут", "Елена и Парис") изображались после основательного изучения античных форм мебели и часто служили образцами для изготовления стульев во Франции и в других европейских странах.

Вместе с Давидом работал знаменитый мебельщик и декоратор Ж.Жакоб. Именно ему Давид доверял изготовление мебели по своим рисункам и наброскам с древних этрусских образцов. Визображении величественного стиля империи придворные художники Наполеона доводили интерьер до крайней театральности. Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в подобие походной палатки римского полководца, а одетые в "римские туники" великосветские модницы мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых салонах Парижа и Петербурга. Поистине можно вспомнить слова самого Наполеона: "Отвеликого до смешного один шаг".

Примечательно, что ни одно из побежденных Наполеоном государств по-настоящему глубоко не приняло ампир. Илишь страна-победительница Россия добровольно экспортировала в свои заснеженные недра стиль империи. Россия становилась могущественной империей и, следовательно, имела веские причины обратиться к имперским образам. ВЕвропе, таким образом, существовало две разновидности ампира: французский и русский. Русский ампир был несколько мягче французского. ВАнглии стиль не получил широкого распространения. Английским ампиром иногда условно называют стиль ГеоргаIV (1820-1830), наступивший после английского стиля Регентства.

В эпоху Французской империи (1799-1815) Наполеон окружает себя новым блеском и новой пышностью после республиканской сдержанности. Имперский блеск- это нечто глубоко отличное от блеска королевского, времен господства барокко или рококо. Теперь "помпадурство" стало уже совсем неуместным, а новая конструктивная ясность в интерьере должна была демонстрировать новые принципы государственности: подданные превратились в граждан, а герцогам и князьям пришлось шить чиновные мундиры.




1 2 3 4 5 6
Москва, тел: +7 (495) 689 7593
Copyright © 2007-2010 www.Dwelling-House.ru Загородный дом